06.08
07:58
О дивный старый мир
Я, как и все, привыкла к мысли о естественности таких прав, как право каждого на жизнь и на защиту его личного достоинства. Конечно, окончательно такое положение успело закрепиться всего несколько десятилетий назад, однако в настоящую минуту нам уже достаточно трудно представить себе мир, живущий по другим законам. Книга «Иоанна - женщина на папском престоле» позволяет своему читателю воочию увидеть такой мир.Эта книга о женщине, которая хотела быть собой и жить той жизнью, которая соответствовала бы ее характеру. Проблема заключалась только в том, что для того, чтобы стать свободной и избавиться от гнета существующих условностей, ей пришлось большую часть жизни изображать человека противоположного пола. Для того, чтобы представить, почему это было необходимо, можно процитировать саму Донну Вулфолк Кросс: «После свадьбы женщина сразу же становится практически рабыней. Муж имел полную власть над собственностью жены, ее детьми, ее жизнью». В принципе это касалось не только отношений между полами. Знатные женщины с радостью примеряли на себя роль высшего существа, когда дело касалось взаимоотношений со слугами и, тем более, рабами. В десятой главе леди Ричилд за неудачную шутку заставляет свою служанку в течении долгих часов путешествия идти рядом с повозкой, в результате чего девушка, не умеющая плавать, тонет на переправе. Ни один из аристократов, ехавших рядом, не соизволил обратить внимание на этот инцидент, ведь жизнь женщины, тем более служанки, никому не показалась ценной. Средневековое общество строго иерархично. Знатные мужчины-католики занимают более высокое положение по отношению к их женам. Знатные женщины с той же уверенностью могут говорить о своей значимости по отношению к простым людям, среди которых, в свою очередь, женщины снова занимают подчиненное положение. В самом низу этой пирамиды находятся люди, не принадлежащие к католической вере. Все это кажется абсолютно естественным, и даже добрая, хотя и глуповатая Гилза, дочь Ричилд, искренне верит в то, что у язычников нет чувств, по крайней мере, таких же, как у католиков.Стоит ли удивляться желанию Иоанны перестать быть женщиной, годной только для ведения домашнего хозяйства и ублажения мужа, и стать полноценным человеком? Она родилась в маленькой деревне в семье каноника, жестокого, лицемерного и невоздержанного человека, который грубо обращался с ней и ее матерью, считая себя выше их уже хотя бы потому, что он - мужчина. Уступив ее просьбам, старший брат Иоанны начал учить ее грамоте и помог ей поверить в то, что женщина может получить образование. Впоследствии Иоанна смогла учиться у человека, преподававшего в церковной школе, и даже попасть в кафедральную школу. Со временем она приходит к выводу, что получить доступ к книгам в церковных библиотеках возможно, только притворяясь мужчиной. Ей успешно удается обманывать всех и во время жизни в монастыре, и в Риме, где она оказывается при дворе папы Сергия, а затем его преемника Льва. Иоанна быстро завоевывает любовь простого народа, и после смерти Льва совет кардиналов исполняет волю народа, избирая ее новым римским Папой. Ни один из них, естественно, при этом не подозревает, что речь идет о женщине. На папский престол девушка из простой крестьянской семьи вступает под мужским именем «Иоанн». Если большинство ее предшественников прежде всего заботились о собственном обогащении и развлечениях, то Иоанн(а) посвящает себя заботам о простом народе и, помимо всего прочего, впервые создает школу для девушек. Здесь мы, конечно, имеем дело с авторским вымыслом, так как в действительности нет никаких сведений о том, каковы были достижения единственной женщины на папском престоле – историки до сих пор спорят о том, является ли само существование папессы-женщины фактом или популярным в Средние века апокрифом. Многие исследователи рассматривали папессу Иоанну как хитрую интриганку, преследовавшую свои личные цели и обманом получившую папскую тиару. Прямо противоположную картину рисует Донна Вулфолк Кросс. Ее Иоанна – человек, жертвующий собственным счастьем, безопасностью, а, в конечном счете, даже жизнью ради неких высших ценностей – равенства и человеколюбия. Это придает роману подлинно гуманистическое звучание. Автор не жалеет красок, чтобы показать, что представляет из себя мир, основанный на нетерпимости. Роман Донны Вудфолк Кросс наверняка очень понравится читательницам-феминисткам. Но было бы несправедливо рассматривать его только как еще одну книгу о женском равноправии. В действительности в нем еще раз утверждаются гуманистические ценности, доказывается что, несмотря на уже сложившиеся стереотипы и модели поведения, нельзя говорить о том, что какое-то сообщество людей хуже или лучше другого.